воскресенье, 28 августа 2011 г.

Критическая масса

Возможно вы уже заметили, что действия большинства людей никак не соответствуют их ожиданиям. Однако, этих действий достаточно много, и, помножив на количество людей, получаем некоторый поток, который неслабо влияет на всех вокруг. Нас видимо в детстве убедили, что тот, кто ничего не делает - ничего не получает, здорово, все верно.

И вот допустим, вы себя к этой массе никак не относите. А еще, вдруг, как и я через строчку прочитали десяток книжек по психологии и НЛП, и поняли простую схему, которая, якобы изменит вашу жизнь.

catch -> раппорт -> (влияние -> отклик) x N -> реализация цели.

Первое слабое место "универсальной формулы" заключается в том, что каждая фаза должна сопровождаться анализом, и качество этого анализа остается на вашей совести и ограничено вашими способностями. Но, допустим, вы считаете что с этим проблем нет.

Однако, в сложных случаях, все равно ничего не получается. А дело все в том, естественно, что не только вы влияете на человека, с одной стороны - вы, с другой стороны - он, а вокруг целый мир. Мир тех людей, которые образуют критическую массу.

По этой же причине краткосрочные схемы работают, а долгосрочные - наверняка нет, поэтому тезис "не упускать момента" имеет свое значение.

И по какой же схеме работает критическая масса? Упустим кучу не существенных в этом рассмотрении факторов и получим что-то навроде:
(try hard -> nothing) x N -> (try hard something else -> nothing) x M -> ... -> something

Четкой цели нет, анализа нет, зато есть много действий, и какой-то результат, какой угодно.

Рассмотрим довольно существенный сам по себе модельный пример, да-да, опять "отношения" (достойно кавычек, ибо взаимоотношения между мужчиной и женщиной в романтическом ключе - далеко не единственный вид отношений, но про это некоторые уже и забыли).

Итак, объект - мужчина, который ищет женщину, сам толком не зная для чего, но в таком случае можно обозвать это инстинктом; для секса (на самом деле, инстинктивное желание не единственный случай; огромное значение представляет внешний мир, в котором наличие "партнера" является ценностью, но это уже влияние второго порядка).

try: "девушка, не хотите ли мм?" -> nothing
try harder: "девушка-девушка-девушка, стой, куда пошла" -> nothing/something
try something else: конфетки, цветочки, кино -> something/nothing
try something else harder: "долгие ухаживания" -> something

Добиваться. Вроде так эта схема называется. Все вроде бы здорово, но она совершенно безличностная, человек играет в одни ворота (анализа отклика по сути ведь нет), и рано или поздно статистический фактор делает свое дело в любом случае.

Теперь посмотрим, как это влияет на субъект - девушку, которую добиваются/добивались.

Даже с точки зрения живого русского языка фраза "добиваться девушки" звучит криво, добиваются конкретных целей, а мы упустили аж два слова; "добиваться _чего_ от девушки". Однако, это уже шаблон, и с этим ничего не сделаешь.

Зацепим всего два фактора, их существенно больше, но чтобы обозначить проблему корректно - вполне достаточно.
1. То, насколько человек, который имеет некоторые пересечения с "выбранной" девушкой ей приятен (далее "приятность);
2. То, насколько активен этот человек (далее "настойчивость").

Ключевой момент, в том, что это вполне себе численные величины, всегда можно найти минимум и максимум для конкретного субъекта и отранжировать остальное. Минимум очевиден - для активности ноль это полное бездействие, практически полное отсутствие контакта: "привет" раз в пол года. Ноль для приятности - когда человек противен, можно было бы и оценивать "в минус", но смысла в этом нет, неприятен - и точка.

С максимумами сложнее, абсолютная приятность - допустим какой-то "рисованный идеал", "принц на белом коне". А вот текущий максимум активности напрямую зависит от той критической массы, которая окружает субъект.

Даже при такой поверхностной формализации мы уже готовы раскидать все случаи по четырем веткам:
1. недостаточная приятность, недостаточная настойчивость - "и ладно, забыли";
2. достаточная приятность, достаточная настойчивость - все счастливы "до поры до времени";
3. недостаточная приятность, достаточная настойчивость - мозголомки у субъекта, приводящие к неадеквату разного рода, иногда субъект "сдается".

И самый интересный случай, конечно:
4. достаточная приятность, недостаточная настойчивость.


так вернемся же, к вопросу о критической массе.

Почему он должен дарить подарки, цветы, делать предложение? Только потому что так делает критическая масса, чтобы на ее фоне его настойчивость не была близка к минимуму? [разве не "сделать приятное" должно быть истинной мотивацией?]

Почему женщина должна думать, что от нее хотят (только) секса, только потому что так делает критическая масса, и требовать за секс подарков? [только потому что от критической массы все равно ничего не получить?]

Итог: спрос неплохо соотносится с предложением; именно критическая масса навязывает стереотипы, которые потом "усложняют" им (и остальным) жизнь.

Решение: баланс между этими двумя (и некоторыми другими) факторами, конечно, тема для отдельной заметки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий